Витамины группы В, есть ли польза для растений?
02.04.2023

Мы привыкли считать растения источником витаминов.

И вообще, нам казалось, что надписи на удобрениях «с витаминами» - просто маркетинговый ход.
Оказалось все совсем не так.
Витамины относятся к группе негормональных регуляторов роста. Исследования влияния витаминов на рост и развитие растений ведется с 1969 года, за это время накоплено огромное количество наблюдений.
Витамины группы В участвуют в синтезе углеводородов, активизируют иммунную систему растений, способствуют преодолению стрессовых ситуаций, усиливают эффективность фотосинтеза и т.д.
Большинство витаминов синтезируется растениями, однако, как и у человека, возможны состояния, когда возникает относительный дефицит:
✔Это сильный стресс - в это время процессы катаболизма (распада) преобладают над синтезом.
✔Витамин B12 не синтезируется ни растениями, ни животными – мы получаем его от микроорганизмов (У животных эти бактерии обитают в толстой кишке, растения образует симбиотические связи с почвенными бактериями. При нарушении агротехники и использовании пестицидов этот симбиоз страдает в первую очередь.
✔Перегрузка плодами. Современные сорта и гибриды запрограммированы на большое количество плодов, поэтому, в период созревания (как у человека во время беременности) часто возникает авитаминоз.

Витамины группы В легко усваиваются растениями, они получают энергию, которую затрачивают на рост и развитие, укрепление иммунитета. Ослабленным растениям такая подпитка пойдет на пользу.

Большинство добавок и удобрений не содержит всех полезных вариаций витамина В, которые нужны вашим растениям, они содержат в основном только витамин группы В1.

Витамин В1 поможет растениям повысить устойчивость к стрессовым факторам, а таковыми могут быть неправильный полив, недостаток света или сквозняк. Витамин В6 укрепит иммунитет, В12 простимулирует обменные процессы.

Витамин В1 - мононитрат тиамина.

Тиамин необходим для использования растениями углеводов, то есть тиамин помогает растениям усваивать и синтезировать углеводы в качестве источника энергии, быстрого роста, производства цветков, эфирных масел и для метаболизма аминокислот. Затем растения могут использовать дополнительную энергию во время вегетативной фазы и фазы цветения для увеличения роста листьев и терпенов.

Витамин B1 также способствует усвоению растениями фосфатов, что приводит к усилению роста цветов.

B1 также способствует развитию корней, позволяя растениям поглощать больше воды и питательных веществ, и делает растения более устойчивыми к пересадке, клонированию и другим стрессам. B1 так же укрепляет иммунную систему, он активирует иммунитет растений и предостерегает их от заболеваний.

Витамин B2 – рибофлавин.

Рибофлавин участвует в жизненно важных метаболических процессах в растении, необходимых для нормального функционирования клеток, роста и выработки энергии.

Исследователи из отдела патологии растений Корнельского университета продемонстрировали, что рибофлавин индуцировал экспрессию генов, связанных с патогенезом (PR) в растениях, что предполагает его способность запускать путь передачи сигнала, который приводит к системной устойчивости вируса табачной мозаики и болезни растений Alternaria;

Витамин B3 – ниацинамид.

Ниацин является жизненно важным элементом и одним из самых стабильных витаминов группы В, благодаря тому, что он устойчив к воздействию тепла, света, воздуха, кислоты и щелочи.

Витамин B3 работает с витамином B1, рибофлавином (витамином B2), пиридоксином (витамином B6), пантотеновой кислотой и биотином в растениях, расщепляя и превращая углеводы в энергию.

Ниацинамид играет ключевую роль в очищении растений от токсичных и вредных химикатов.

Витамин B3 необходим для действия многих ферментов растений. Эти реакции включают выработку энергии, выработку определенных гормонов, обработку генетического материала (ДНК), а также рост и созревание клеток.

Следовательно, недостаток ниацина приводит к замедлению роста растений, снижается иммунитет, растение подвержено различным атакам паразитов или вирусов и, так же, недостаток витамина приводит к плохому урожаю;

Витамин B5 - пантотеновая кислота.

Пантотеновая кислота необходима для основных клеточных процессов и является важным питательным веществом, потому что это ключевой компонент кофермента A (CoA) и белка-носителя ацила (ACP). Растения превращают пантотеновую кислоту в химическое вещество под названием пантетин.

Пантетин представляет собой димер пантотеновой кислоты и является формой, которая используется для производства КоА. КоА участвует во многих важных реакциях в растении, таких как обмен веществ (транспортировка питательных элементов внутри растения). Это критически важно для функционирования цикла Кребса, помогает превращать углеводы в энергию.

Витамин B5 поддерживает рост растений, нормальное функционирование и размножение растений. Пантотеновая кислота играет ключевую роль в производстве энергии, катаболизме жирных кислот и аминокислот. Без этого витамина развитие растений замедляется, подвержены заражению вирусами и атакам вредителей, возникает стресс что непосредственно влияет на урожай и если не добавить к питанию витамин В5, то растение может умереть;

Витамин B6 – пироксидин.

Пироксидин необходим всем живым организмам. В растениях пиридоксин является кофактором, необходимым для многих ферментов. Исследование, опубликованное в Journal of Plant Science, устанавливает критическую роль витамина B6 в развитии растений и устойчивости к стрессу (похолодание или засуха, избыток света и озона) и предполагает, что витамин B6 может представлять собой новый класс антиоксидантов в растениях (Chen H, Xiong L.).

Исследователи из Женевского университета (UNIGE), Швейцария, также обнаружили неожиданную роль этого микронутриента в метаболизме азота. Их результаты показывают, что один из витамеров B6 информирует растение о своем содержании аммония, основного соединения азота, необходимого для биосинтеза различных молекул, необходимых для жизни, таких как белки.

Витамин B6 можно использовать для определения азотного статуса растений и, в конечном итоге, для предотвращения чрезмерного использования азотсодержащих удобрений, то есть проще говоря этот витамин делает растения устойчивыми к избыточному воздействию солей!

Исследователи недавно опубликовали результаты в журнале прикладных наук, согласно которым витамин B6 оказывает значительное стимулирующее действие на рост, фотосинтетические пигменты и продуктивность растений.

Витамин B6 вызывал увеличение высоты растения, количества листьев / растения, общей площади листьев / растения, сухой массы побегов / растения, хлорофилла, а, хлорофилла b и каротиноидов по сравнению с контрольной группой;

Витамин В7 (биотин, витамин Н, коэнзим R) – водорастворимый витамин группы В. Биотин помогает растениям производить аминокислоты и энергию;

Витамин В8 (Инозитол) представляет собой изомер глюкозы - шестиатомный спирт циклогексана. Несмотря на сходную с сахаридами брутто-формулу Cx(H2O)y, инозитол по химической природе не является углеводом, он практически безвкусный, слегка сладкий и относится к витаминоподобным веществам. Инозитол служит для хранения и транспортировки важной группы растительных гормонов, называемых ауксинами.

Гормоны растений контролируют рост тканей растений. Следовательно, для растений важно обеспечить механизм транспортировки гормонов в нереактивной форме к тканям или клеткам-мишеням.

Предполагается, что инозитол играет центральную роль в контроле над растительным гормоном ауксином.

Инозитол соединяется с ауксинами, образуя конъюгаты гормонов, которые временно неактивны. Эти неактивные конъюгаты обеспечивают безопасное хранение и / или транспортировку ауксинов и могут регулировать доступность активных ауксинов для физиологических реакций.

Были выделены ферменты кукурузы, способные конъюгировать инозитол с ауксином, а также фермент, который может участвовать в высвобождении ауксина из его конъюгата с инозитолом. Хотя инозитол сам по себе не является гормоном, он может помочь убедиться, что ауксин не действует в неподходящее время и в неподходящем месте.

Инозит и родственные ему молекулы способствуют защите растений от солевого стресса. Накопление инозита и производных инозита в ответ на засоление широко изучалось на замороженном растении Mesmbryanthemum crystalinum. Предполагается, что инозит и родственные ему молекулы действуют в отношении толерантности к соли двумя основными способами:
1. для защиты клеточных структур от реактивных окислителей, таких как перекись водорода.
2. для контроля давления воды внутри клеток.
В условиях солевого стресса замороженное растение подвергается шоку и на короткое время увядает, после чего происходит выработка и накопление инозита. Эти молекулы инозита накапливаются по мере ослабления увядания. По мере восстановления давления воды в соке флоэмы обнаруживается инозит. Затем в листьях накапливаются натрий (Na +) и инозит. Это говорит о том, что механизм солеустойчивости у замороженных растений включает в себя контроль правильного направления транспорта натрия из корней. Было высказано предположение, что изменение биосинтеза инозита и производных инозита может придать солевую устойчивость сельскохозяйственным культурам.

Витамин В9 (Фолиевая кислота) увеличивает рост плодов, укрепляет иммунитет, ускоряет фотосинтез, помогает набирать вес плодам.

Фолиевая кислота существенно помогает растениям расти быстрее и здоровее, влияет на вес и качество урожая. Это позволяет растениям регулировать свои функции ДНК.

Эта кислота в основном помогает растению производить ДНК, которая представляет собой нуклеиновую кислоту, которая обладает генетической информацией организма. Фолиевая кислота дополнительно позволяет растениям производить РНК, нуклеиновую кислоту, которая переносит информацию от ДНК к структурам растительной клетки, известным как рибосомы, и помогает растению синтезировать белки.

Растениям нужны белки для создания структур в своих клетках. Регулирование метаболических функций растений - еще один важный вклад фолиевой кислоты. Фолиевая кислота позволяет растениям усваивать углеводы.

Поскольку фолиевая кислота присутствует в растениях, но быстро разлагается при воздействии яркого света, рекомендуется давать растениям дополнительную фолиевую кислоту в процессе выращивания;

Витамин В12 (Цианокобаламин) стимулирует синтез хлорофилла, фотосинтез и обмен веществ, активизирует рост.

Особенно важно обеспечивать растения комплексно витаминами группы В в фазе цветения, поскольку растения в этот период не могут синтезировать все различные вариации витамина В в достаточном количестве и с достаточно быстрой скоростью.

Некоторые формы витамина В легко распадаются, то есть не хранятся в самих растениях, особенно во время фазы цветения.

Растения в этот период затрачивают огромные ресурсы для производства цветков и плодов, поэтому важно поддерживать растения практически на каждом этапе жизни комплексом витаминов группы В.

Биостимуляторы Водорастворимые экстракты морских водорослей̆ Элис&Тор 4.1 серия PRO