Пробиотики нового поколения способны остановить инфекцию COVID-19
30.12.2021

(обзорная статья)

COVID-19 — респираторное заболевание, но другие ткани и органы тоже поражаются коронавирусом. Ученые исследовали, как зависит состояние кишечника от тяжести заболевания и рассказали, почему важно следить за состоянием микрофлоры. https://normoflorin.ru/mikrobiota-kishechnika-i-covid-19/

Опасность коронавируса для кишечника

С появлением новых штаммов нового коронавируса, многие исследователи отметили увеличившуюся частоту кишечных симптомов. Если раньше проблемы с кишечником — например, диарея — были преимущественно реакцией организма на перенесенное заболевание, то теперь они стали одним из ведущих симптомов, наряду с легочными, что дает ученым право признать кишечник одним из органов-мишеней НКИ.

Три метаанализа с участием около 10 000 пациентов показали: кишечные симптомы проявились у 17,6% участников. Было определено, что инфекция провоцирует развитие воспалительной реакции в кишечнике: это доказывает необычайно высокий уровень специфического биомаркера, кальпротектина, в кале участников исследования. https://laktomir.ru/probiotiki-posle-koronavirusa

КИШЕЧНАЯ ФЛОРА: ВЛИЯНИЕ НА ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ КИШЕЧНИКА

Микробиота кишечника создает индивидуальную среду для съеденной пищи, а кишечник хозяина обеспечивает уникальный генетический фон для роста определенных бактерий. В желудочно-кишечном тракте человека обитают от 1 × 1013 до 1 × 1014 микроорганизмов, от 500 до 1 000 видов и более 7 000 штаммов. Баланс между этим сложным сообществом кишечных бактерий, питательными веществами пищи, кишечной геномикой и физиологическим участком все больше признается в качестве основного фактора, влияющего на здоровье человека. При определенных расстройствах, связанных с факторами окружающей среды, играет роль в патогенезе заболеваний дисбаланс между комменсальными бактериями с патогенным потенциалом (которые мы называем патобионтами) и комменсальными бактериями с полезным потенциалом (симбионты). https://remedium.ru/doctor/gastroenterology/Immunomoduliruyushchie_effekty_probiotikov/

Последствия COVID-19

Проверка показала, что после попадания коронавируса в организм микрофлора кишечника действительно претерпевает изменения. Так, у больных с коронавирусной инфекцией COVID-19 было обнаружено повышение количества руминококков Ruminococcus gnavus и Ruminococcus torques, а также бактероидов Bacteroides dorei, причём эти изменения сохранялись в течение, как минимум, одного месяца после выписки пациентов из клиники, где они проходили лечение.

Одновременно у больных уменьшалось количество полезных бактерий, поддерживающих иммунную систему — Bifidobacterium adolescentis, Faecalibacterium prausnitzii и Eubacterium rectale. Их недостаток в составе микробиома тоже сохранялся в течение месяца или дольше после выздоровления. Причём наименьшее количество Faecalibacterium prausnitzii и Bifidobacterium adolescentis было у пациентов, переносивших коронавирусную инфекцию в самой тяжёлой форме, а также у больных, принимавших антибиотики и у пожилых участников исследования. https://normoflorin.ru/disbalans-kishechnoj-mikroflory-privodit-k-tyazhyolomu-techeniyu-covid-19/

Пробиотики в терапии COVID-19 – есть ли смысл?

Известно, что кишечная микробиота осуществляет иммунорегулирующую функцию, эффекты которой выходят за пределы желудочно-кишечного тракта, оказывая влияние, в том числе, и на легочную иммунную систему (формируя ось «микробиота-кишечник-легкие»). Именно поэтому изменение постоянства состава кишечной микробиоты тесно сопряжено с изменением регуляции иммунного ответа в легких. Ранее исследователи из Китая с помощью секвенирования кала изучили состав микробиоты у пациентов, умерших от инфекции COVID-19, и выявили значительное снижение уровней основных семейств бактерий-симбионтов - бифидобактерий и лактобацилл, а также увеличение числа условно-патогенных бактерий, таких как Corynebacterium и Ruthenibacterium. Было сделано предположение, что изменение состава кишечной микробиоты послужило дополнительным риском иммунных и респираторных расстройств, вызванных COVID-19 у данных больных. https://mcrbm.com/articles/probiotiki-v-terapii-covid-19-est-li-smysl

ДОКАЗАНО: кишечный микробиом влияет на течение COVID-19

Роль кишечного микробиома в жизненно важных процессах, протекающих в организме человека, только сегодня начинает раскрываться в полном объёме. Учёные с удивлением обнаруживают влияние кишечных бактерий на те или иные органы и системы. Так, исследователи из Гонконга обнаружили, что состав микрофлоры кишечника оказывает достаточно сильное воздействие на протекание коронавирусной инфекции COVID-19. Результаты исследования, основанные на данных наблюдения за госпитализированными пациентами, опубликованы в британском журнале Gut, специализированном издании сообщества гастроэнтерологов.

До этого учёные уже интересовались влиянием коронавируса на кишечной бактерии. В ходе ряда исследований оказалось, что состав микробиоты человеческого кишечника зависит от перенесенных заболеваний, в том числе инфекционных. Так, микрофлора больных, перенесших COVID-19, обладает уникальными чертами, отличающими её от бактериального состава здоровых и людей после гриппа.

ПРОБИОТИКИ И ИХ МЕТАБОЛИТЫ ПРИ COVID-19

ПРОБИОТИКИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ СПОРООБРАЗУЮЩИХ БАКТЕРИЙ И ИХ БЕЗОПАСНОСТЬ

Способность спорообразующих бактерий оказывать пробиотическое действие привела к разработкам на их основе препаратов, отнесенных к поколению так называемых самоэлиминирующихся антагонистов [12]. В итоге на сегодняшний день в мире создано более полусотни таких препаратов, которые полностью или частично составлены на основе спороформирующих бактерий (табл. 1 и 2). В табл. 1  http://www.mif-ua.com/archive/article/6597

Российскими учеными заявлены на сегодняшний день около 25 наименований препаратов на основе представителей рода Bacillus и других спорообразующих микробов, и часть из них производится для нужд медицины и ветеринарии (табл. 2).

МИКРОБНЫЕ ПРОБИОТИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ НОВОГО ПОКАЛЕНИЯ «ARGITOS БИОТИК»